Программа «Коррекция коммуникативной функции заикающихся»

Программа «Коррекция коммуникативной функции заикающихся»

Пояснительная записка:
Эта программа является адаптированной к условиям проведения коррекционных логопедических занятий в детской поликлинике. В основу составления взята методика Л.З. Андроновой «Как лечить заикание».

Целью данной программы является построение системы коррекционной работы на логопункте детей школьного возраста, предусматирвающей полное взаимодействие и приемственность действий специалистов педагогического, медицинского профилей и родителей школьников. Комплексность логопедического воздействия направлена на выравнивание речевого и психосаматического здоровья детей.

Целью программы является достижение плавной речи, возможности побороть страх речи, сформировать личностные качества: ответственность, самостоятельность, трудолюбие.

Занятия проводятся в группе 2-8 человек в течении 45-60 минут.

Задачи:

  • дифференцировать неврозоподобное заикание от невротического
  • коррекцию заикания проводить комплексно, с неврологом и психиатром
  • подвести пациента к пониманию, что он сам должен преодолеть недуг
  • формироваение нового функционального состояния речи (релаксация, голос, дыхание)
  • раскрыть секреты общения

Материалы и методы:
Лечение заикания - это длительный, сложный и трудоемкий процесс. Задача заикающихся в результате специальных речевых упражнений самостоятельно и всегда пользоваться новой речью, а также по-новому вести себя в общении с окружающими. В реабилитации заикающихся важна коррекция не только речи, но и личности.

При определении стратегий действий логопеда важно отличить неврозоподобное заикание от невротического заикания (по Л.К.Беляковой и Е.А.Дьяковой).

При невротической форме заикания характерны следующие особенности:

  • Заикание может проявиться в возрасте от 2-х до 6-ти лет.
  • Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения.
  • Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация)
  • Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.
  • Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.)

При неврозоподобной форме заикания характерно:

  • Судорожные запинки появляются у детей в возрасте 2-4 года.
  • Появление судорожных запинок совпадает с фразой развитая фразовой речи.
  • Начало заикания постепенное вне связи с психотравмирующей ситуацией.
  • Отсутствие периодов плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации.
  • Привлечение активного внимания заикающихся процессу говорения облегчает речь.
  • Физическое или психическое утомление, соматическая ослабленность ухудшают качество речи.
  • Речевые запинки проявляются в любой обстановке, как наедине с самим собой, так и в обществе.

Кроме того, нужно помнить, что существуют и смешанные формы.

 

Работа логопеда начинается с медико-педагогического обследования, которое проводится совместно с невропатологом и психотерапевтом. Это помогает наметить план лечения.

Логопед должен хорошо знать приемы психотерапии заикания: справляться со страхом речи, беспокойством, уловками и т. д. Он должен уметь корригировать поведение, если оно нарушено в связи с заиканием.

Работа логопеда по нормализации речи открывает значительные возможности коррекции личности. Логопед выполняет по сути работу реставратора, проявляет истинное лицо человека. «Изменение личности, связанные с заиканием, обычно уходят вместе с его излечением» (Л.З.Андронова). Встречается и другое. Например, в случаях, когда заикание сочетается с неврозом развития, через несколько месяцев выясняется, что у заикающегося есть личные проблемы, которые он сам не способен решить. Их, как правило, не может, не должен решать с ним логопед. Здесь нужен психотерапевт, который призван лечить не заикание-невроз, а невроз у заикающегося человека.

Таким образом, представляется целесообразной следующая организация работы логопеда:

  • совместное обследование больного логопедом, психотерапевтом, психологом перед началом лечения; -единая выработка стратегий лечения;
  • семейная психотерапия во время основного курса логопедических занятий;
  • отдельные консультации заикающихся у психотерапевта по просьбе логопеда.

Одна из первых задач - подвести пациентов к пониманию того, что никто не может пройти за них путь выздоровления. Он приобретается только с личным опытом.

Наличие дефекта уже с первых лет ставит заикающегося в особые условия. Нередко семья, школа, окружение способствуют этому. Часто родители не могут скрыть своего беспокойства за здоровье ребенка и тем усиливают его тревожность, сужают интересы детей до пределов заикания. Такие меры в конечном счете не улучшают речь, но заметно фиксируют пациента на дефекте. Наблюдения показывают, что при любой тяжести моторных проявлений заикания они корригируются значительно легче, если ребенок в социальном плане защищен и в связи с этим менее невротизирован.

В наиболее сложном положении заикающиеся дети оказываются в школе, где педагоги, даже не желая этого выделяют их из коллектива (редко вызывают или предлагают ответить письменно, снижают или завышают оценки и т.п.). В таких условиях одни начинают «спекулировать» заиканием, у других снижается интерес к занятиям. Некоторые дети испытывают обиду или враждебность, чаще это целая гамма отрицательных переживаний. Но самостоятельно изменить ситуацию они не в силах. Нередко формируется система оправданий: « Если бы я мог сказать, я бы вам доказал...». Пациент часто становится замкнутым, мнительным, подозрительным. Чувствуя боль родителей, заикающиеся стремятся своеобразно защитить их прекращая рассказывать о своих переживаниях. И вот постепенно нарушаются взаимоотношения с самыми близкими для них людьми. В результате все более фиксируется страх речи, и главное - формируется более общий страх, перед жизнью. В замен реального опыта личностного общения возникают приемы психологической зашиты, что ведет к неадекватному (заниженному или завышенному) представлению о своих возможностях.

Практический опыт показывает, что в условиях поликлиники наиболее эффективным является применение методики Л.З.Андроновой. С первых дней занятий предлагаем пациентам анализировать собственное состояние. Заикающиеся рассказывают о своем самочувствии, затруднениях ч любых ситуациях. Пациенты приходят к выводу, что заикание сковывает зело и душу, истощает, мешает свободно и спокойно мыслить. На всех уровнях- мышечном, эмоциональном, интеллектуальном- заикание искажает восприятие окружающего мира и мешает гармоническому развитию личности.

Любая деятельность, з том числе речевая, не существует отдельно от функционального состояния человека (ФС). Нарушенная речь заикающихся также связана с патологическим изменением ФС. Степень тяжести моторных проявлений находится в прямой зависимости от нарушений функционального состояния. Отсюда ясно, насколько важно сформировать и связать с нарождающейся новой речью оптимальное ФС. Работу по коррекции личности целесообразно начинать именно г нормализации функционального состояния пациента во время акта речи. Для создания оптимального ФС нужна большая концентрация внимания пациента. В связи с этим мы проводим специальные тренировки по концентрации внимания v его переключению, учитывая, что до лечения внимание заикающихся было патологически перераспределено и концентрировалось в основном на акте речи и собственных переживаниях.

Формирование нового функционального состояния во время акта речи у заикающихся проводится сразу в трех направлениях:

  • устранение речевых судорог;
  • преодоление желания скрыть дефект;
  • блокирование внутренней тревоги во время акта речи (воспитание «рефлекса спокойствия»).

Тем самым мы получаем возможность ликвидировать симптоматику заикания, а главное добиться спокойного (индиффирентноого отношения к акту речи).

В первой половине курса лечения используется крайне замедленная равнометричная речь (темп подвига). В начале это дается с большим трудом: страшно нарушать общепринятые законы, речевые нормы. Но мы объясняем, что страх речи держится на стремлении «быть как все» при невозможности этогоо. Эсть два выхода: остаться и впредь заикающимся или решиться временно стать «не как все».

Заикающиеся привыкли оберегать себя от отрицательных эмоций. Здесь же перед ними стоит задача - выдержать любую реакцию людей на необычную речь. Приобретая чувство независимости, пациент получает возможность сразу выйти из роли заикающегося, как бы сообщить во всеуслышание, что он стал на путь излечения.

После чего он с удивлением обнаруживает в себе способность выдержать самую трудную ситуацию, получая, таким образом, новую информацию о себе.
В это время у некоторых пациентов срабатывает система психологической защиты, которая выражается в поиске самооправдания, как то «У меня не такое тяжелое заикание как у других, поэтому мне не нужен «темп подвига», я смогу говорить только на замедленном темпе, людям неприятно слушать мою речь». В этих случаях свои сомнения пациенты пишут в дневниках, обсуждаем в группе.

С точки зрения методики Л.3.Андроновой важно, чтобы количество вопросов «на темпе подвига» было значительным - не менее 40 в день. Медленный темп речи не воспринимается как насилие, а является внешним проявлением нарождающегося спокойствия. С уменьшением эмоционального напряжения, уходит страх речи, пациенты неожиданно замечают, что, несмотря на прежний темп, к ним меняется отношение людей. «Отношение людей ко мне зависит от меня самого от моего состояния и поведения».

После первых мощных функциональных тренировок страх настолько ослабевает, что, может показаться, его больше нет. Но чаще всего страхи просто притаились и в другой ситуации окружения они могут возникнуть. Поэтому необходимо своевременно объяснить коварство страха и призвать лечащихся расширять круг общения - вот единственная возможность уйти от страха речи.
Регулярные функциональные тренировки позволяют записывать - в долговременную память бессудорожную речь, начиная от состояния погружения и аутотренинги до аффективного состояния при работе с вопросами «на темпе подвига»

Таким образом решается вопрос о связи нового речевого кавыка с изменяющимся фоновым состоянием.

Обозначим основные этапы работы:

  • Разъясняющие беседы, которые помогают пациентам осознать целесообразность предлагаемых упражнений.
  • Формируем состояние расслабления и спокойствия, используя элементы релаксации и аутогенной тренировки.
  • Тренируем включение голоса, произнесение звука, слога, слова, синтагмы на фоновом состоянии аутогенного погружения.
  • Учим секретам общения (контакт с собеседником, стиль беседы, взгляд, жесты и т. п.)

За довольно короткий срок на основном курсе лечения (2-3 недели) когда речевой акт связывается с расслаблением и спокойствием, появляется реальная основа для полноценного общения.

Начиная с первого дня занятий и в течение всего курса лечения заикающиеся ведут дневники. Для осознания своих внутренних ощущений, проблем, трудностей, человеку необходимо их ясная формулировка, которая легче может быть достигнута в письменной речи. Известно, что сам факт этого осознания уже приносит облегчение. Основное условие ведения дневника - откровенность. Первые мысли всегда идут от сердца, они-то наиболее ценны для анализа. Нужно сказать, что искренность высказываний рождается не сразу, а постепенно. Пациенты начинают чувствовать пользу от ведения дневника и его анализа. Дневники помогают лучше узнать себя и себя увидеть в других. Необходимо в начале ведения дневников направить их работу вопросами: «когда возникли речевые запинки, опишите свои речевые удачи и неудачи, в чем выражается речевая зависимость» и т. п. Анализ дневников вызывает большой интерес группы. Это - наиболее личная, эмоционально насыщенная часть работы. Логопед стремится создать на занятиях такие ситуации, чтобы ребята ушли с соответствующим настроением. Прослушиваются и поются русские народные песни, песни Пахмутовой и т. п. читаются стихи Есенина, Светлова, Лермонтова.

Например:

Когда лицо уже покрыто потом.

А финишу не наступил черед. Не унывай, а продолжай работать.

И твердо верь, успех к тебе придет...

М. Лермонтов

Важно создать у пациентов представления о труде, как основе жизни людей. Длительные беседы и наставления не дадут столько, сколько дает собственный опыт. Есть один общий для всех путь- путь кропотливой, упорной работы над собой, над своей речью.

Литература:

  • Арутюнян Л.З. (Андронова). Как лечить заикание. -М , 1993.
  • Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова. Заикание. -М., 1998.
  • М.И.Буянов. Заикание у подростков. -М., 1989.
  • Л.Я.Миссуловин. Лечение заикания. -Ленинград, 1983.
  • И.А.Поварова. Практикум для заикающихся. -Санкт-Петербург, 1999.