Это технология оказания помощи и поддержки детям раннего возраста с нарушениями в развитии (врождённые пороки развития, генетические нарушения, психоэмоциальные и психоневрологические нарушения, инвалидность) или с высокой степенью риска появления нарушений для содействия их оптимальному развитию и адаптации в обществе. Само понятие «ранняя помощь» подразумевает, что она предоставляется на самых ранних этапах развития ребенка возраста 0-3 года, когда его мозг пластичен и может положительно реагировать на абилитационные усилия, а минимизация стресса в семье, переживаемого в связи с рождением «особенного» ребенка, способствует формированию адекватного и конструктивного отношения к его последующему развитию.
Что касается верхней возрастной границы, то для детей, которые по разным причинам не могут быть включены в систему дошкольного воспитания даже по адаптированным программам, услуги ранней помощи могут предоставляться до 7-летнего возраста.
Необходимость развития ранней помощи в Российской Федерации обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, находящихся в социально опасном положении.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 1839-р утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. Нормативными документами определен порядок отбора и направления детей для получения услуг ранней помощи, взаимодействия медицинских организаций и других учреждений, предоставляющих услуги по ранней помощи детям и их семьям, порядок и стандарт предоставления услуг по ранней помощи детям и их семьям.
К потенциально нуждающимся в получении услуг ранней помощи относятся следующие категории детей:
- дети-инвалиды в возрасте от рождения до трех лет;
- дети в возрасте от рождения до трех лет, не имеющие статуса "ребенок-инвалид", у которых выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевание, приводящие к нарушениям функций организма, или выявлена задержка развития;
- дети в возрасте от рождения до трех лет, воспитывающиеся в государственных (муниципальных) учреждениях, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- дети в возрасте от рождения до трех лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которые выявлены организациями социального обслуживания, помощи семье и детям;
- дети в возрасте от рождения до трех лет, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребенка.
Направить ребенка ыявление детей в возрасте до 3 лет, потенциально нуждающихся в ранней помощи, в.
Порядок направления детей на получение услуг ранней помощи
- При выявлении врачом/ специалистом (медицинской организации, организации социального обслуживания, образовательной организации, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, некоммерческих организаций), ребенка, состояние которого соответствует критериям, родитель (законный представитель) информируется о поставщиках услуг ранней помощи, оформляется направление в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи ;
- Направление ребенка осуществляется с согласия его законного представителя;
- При оформление врачом направления (отказа от получения направления) информация регистрируется в медицинскую документацию ребенка (история развития ребенка), в журнале учета выдачи направлений детей территориальной детской поликлиники и передается в учреждение, оказывающее раннюю помощь в соответствии действующим порядком взаимодействия;
- При направлении ребенка родители/законные представители должны получить рекомендацию обращения в территориальную медицинскую организацию.