Права детей в сфере охраны здоровья

Дети, независимо от возраста, имеют равные права в сфере охраны здоровья, как и их родители или иные граждане нашей страны.  Государственная политика в интересах детей является приоритетной (ст. 7 Федерального закона “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”).

Основными нормативными актами, регулирующими права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья, являются:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об охране здоровья граждан”;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”;
  • Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ “О государственной социальной помощи”;
  • приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.04.2012 №366н “Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи”;
  • приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации

от 7 марта 2018 г. N 92н «Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям» и т.д.

 

Особенности правового статуса детей в законодательстве РФ

Для начала стоит определиться, кто такие дети с точки зрения российского законодателя. Нормы Семейного кодекса РФ, в частности к ст. 54, которая говорят о том, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Понятие “ребенок” содержится и в статье 1 Закона №124-ФЗ: ребенок – это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

ГК РФ в главе 3 (часть I) закрепляет права и обязанности любых физических лиц и, соответственно, поможет понять, кто относится к категории “дети” и могут ли быть не детьми граждане младше 18 лет.

Способность гражданина иметь гражданские права и нести гражданские обязанности признается в равной мере за всеми гражданами (правоспособность), которая возникает в момент рождения гражданина и прекращается с его смертью (ст. 17 ГК РФ). И как видно из данной нормы, гражданина нельзя лишить правоспособности, потому что нельзя отнять у него эту самую возможность иметь право или нести обязанность.

Итак, способность есть, но как её реализовать? Для этого анализируем нормы ГК РФ далее.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ). Как видно из указанных норм ГК РФ, возможность иметь право возникает с рождения, а способность их реализовать возникает с 18 лет. Таким образом возникает следующий вопрос, а как же гражданин в возрасте до 18 лет может реализовать свои права?

Если проанализировать и нормы Семейного кодекса РФ, регулирующего права семьи, детей и родителей, нормы ГК РФ, нормы Закона №323-ФЗ и нормы ряда других нормативных актов, то видно, что права ребенка реализуются посредством действий/бездействий его законного представителя.

Допускаются случаи, когда гражданин может быть признан дееспособным раньше возраста 18 лет. Это называется эмансипация (ст. 27 ГК РФ). В этом случае по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей (усыновителей или попечителя) либо при отсутствии такого согласия — по решению суд несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, объявляется полностью дееспособным. Это возможно в случаях, когда он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Кроме того, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Вместе с тем, обращаем внимание на то, что статус ребенка в контексте Семейного кодекса РФ связан с возрастом до 18 лет, а не с дееспособностью.

Законные представители несовершеннолетних

При анализе норм законодательства можно отметить, что права и интересы несовершеннолетних представляют их законные представители. И как видно из толкования норм законодательства, нигде нет упоминания о том, что законным представителем являются только родители.

 

Кто является законным представителем ребенка

 

Представляемый

Законный представитель

Основание возникновения представительства

Несовершеннолетние, не достигшие 14-ти лет (малолетние)

Родители, усыновители, попечители

Ст. 28 ГК РФ, ст. 64 Семейного кодекса РФ

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет

Родители, усыновители, попечители

Ст. 26 ГК РФ, ст. 64 Семейного кодекса РФ

Дети, оставшиеся без попечения родителей, до передачи в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Органы опеки и попечительства

Ст. 123 Семейного кодекса РФ, ст. 7 и 8 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ “Об опеке и попечительстве”

Несовершеннолетние граждане, находящиеся под опекой или попечительством, если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству РФ и (или) законодательству субъектов РФ или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных

Органы опеки и попечительства

Ст. 123 Семейного кодекса РФ, ст. 7 и 8 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ “Об опеке и попечительстве”

 

Все дети, как и взрослые, имеют все права в сфере охраны здоровья, предусмотренные законодателем.

Основными принципами охраны здоровья являются не только соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, но и приоритет охраны здоровья детей (например, ст. 4, 54 Закона №323-ФЗ).

Дети подлежат особой охране независимо от их семейного и социального благополучия (ст. 7 Закона №323-ФЗ).

Дети, как и каждый пациент, обладают правом на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи (статья 18 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Федеральным законом гарантируется оказание медицинской помощи в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (статья 19 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Детям гарантируется оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде:

  • Первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной;
  • Специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной;
  • Скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной;
  • Паллиативной медицинской помощи.

 

Законодательство особо выделяет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

(ст. 1 Закона №124-ФЗ), к которым относятся:

  • Дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • Дети-инвалиды;
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
  • Дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • Дети — жертвы насилия;
  • Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • Дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);
  • Дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • Дети с отклонениями в поведении;
  • Дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семь.

 

Нормативно закреплены следующие обязанности граждан в сфере охраны здоровья (статья 27 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") заботиться о сохранении своего здоровья.

Следует отметить, что, несмотря на отсутствие в базовом Законе о медицинской деятельности, в ряде иных законодательных актов детализируются обязанности родителей в части заботы о сохранении здоровья детей. Так, в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" граждане обязаны заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака.

Согласно статье 10 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей.

 

Пациент, обратившийся за медицинской помощью (услугами) в медицинскую организацию, обладает следующими правами

(ст. 19 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"):

  • Право на прохождение медицинских осмотров, диспансеризацию и диспансерное наблюдение

Ст. 54 Закона №323-ФЗ закрепляет за ребенком право на прохождение медицинского осмотра, который представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития (ст. 46 Закона №323-ФЗ). Медицинский профилактический осмотр проводится и в связи с занятиями ребенка физической культурой и спортом.

Профилактический медицинский осмотр проводится также в целях раннего (своевременного) выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.

Диспансеризация – это комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемый в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование детей в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации детей страдающих: хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами и иными состояниями.

Диспансерное наблюдение проводится в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Диспансерное наблюдение, в частности, устанавливается следующими нормативно-правовыми актами:

- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 г. № 514н "О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних";

- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 апреля 2013 г. № 216н "Об утверждении Порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью",

- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2013 г. № 72н "О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации"

- приказ Минздрава России от 16.05.2019 № 302н «Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях и других нормативных актов;

 

  • Медицинская реабилитация ребенка

Законодатель предусматривает такое право в отношение каждого пациента (ст. 19 Закона №323-ФЗ) и, в частности, в отношение ребенка (ст. 54 Закона №323-ФЗ). Мероприятия по медицинской реабилитации могут относится и к первичной медико-санитарной помощи (ст. 33 Закона №323-ФЗ), и к специализированной медицинской помощи (ст. 34 Закона №323-ФЗ), и к медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ст. 36.1. Закона №323-ФЗ).

Медицинская реабилитация представляет собой комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на (ст. 40 Закона №323-ФЗ):

  • Полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма;
  • Поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме;
  • На предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма;
  • На предупреждение и снижение степени возможной инвалидности;
  • На улучшение качества жизни;
  • На сохранение работоспособности ребенка, если он работает, и его социальную интеграцию в общество.

 

  • Медицинская помощь в период оздоровления и организованного отдыха детей

Согласно ст. 1 Закона №323-ФЗ, отдых детей и их оздоровление представляет собой совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей,  занятия физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде.

Все мероприятия по оздоровлению детей должны проводиться с условием соблюдения санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.

В период отдыха и оздоровления медицинская помощь несовершеннолетним оказывается в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2012 №363н “Об оказании медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха”.

 

  • Право на получение информации о состоянии здоровья в доступной форме и особенности ознакомления с медицинской документацией несовершеннолетнего

Право на получение информации о состоянии здоровья в доступной форме закреплено и для несовершеннолетних в статьях 22 и 54 Закона №323-ФЗ.

При этом информация о состоянии здоровья должна быть лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении доведена до сведения несовершеннолетнего таким образом, чтобы она была ему понятна с учетом его возраста.

Если несовершеннолетний не достиг 15 летнего возраста или 16 лет, при этом болен наркоманией, информация о состоянии его здоровья предоставляется законному представителю.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена несовершеннолетнему или его законному представителю против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме несовершеннолетнему, одному из близких родственников (родителям, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

Ознакомление с медицинской документацией также относится к гарантированному праву на получение информации о состоянии здоровья. В случае здоровья детей, законный представитель вправе знакомиться с медицинской документацией ребенка (ч. 4 ст. 22 Закона №323-ФЗ). Для остальных граждан такая возможность законодателем не предусмотрена. Ознакомление законных представителей с медицинской документацией ребенка осуществляется на основании письменного обращения на имя руководителя медицинской организации.

 

  • Санитарно-гигиеническое просвещение детей

Также следует отметить, что ст. 54 Закона №323-ФЗ предусмотрено такое право несовершеннолетнего в сфере охраны здоровья, как санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих его физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающее воздействие на них неблагоприятных факторов.

На сегодняшний день действуют Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста, установленные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 № 58 (СанПиН 2.4.6.2553-09).

Ввиду того, что несовершеннолетние имеют право трудиться (при определенных условиях и с согласия родителей/законных представителей), такие дети имеют право на медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

  • Врачебная тайна

Сведения о факте обращения ребенка за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну и предоставление таких сведений без согласия его законного представителя не допускается (ст. 13 Закона №323-ФЗ). Получать информацию, относящуюся к категории «врачебная тайна» не имеют право ни близкие родственники (бабушки, дедушки и т.д.), ни педагоги, если это не предусмотрено другими нормативными документами.

 

  • Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство

Ввиду того, что ребенок не в состоянии осмыслить и принять разумное решение в целях охраны своего собственного здоровья и учитывая, что ребенок не может совершать какие-либо сделки законодатель предусматривает, что наличие детского возраста не избавляет от необходимости получать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (ст. 20, п. 6 ст. 36.1., п. 5 ст. 47, п.2 ст. 54 и иные статьи Закона №323-ФЗ). Такое согласие за ребенка подписывает его законный представитель.

  • Лекарственные средства для детей до 3-х лет

Ввиду того, что согласно ст. 29 Закона №323-ФЗ, лекарственное обеспечение является одной из мер организации охраны здоровья, право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами имеют дети-инвалиды (ст. 6.1, 6.7 Закона №178-ФЗ) и дети до 3-х лет.

  • Трансплантация органов и тканей ребенка

За исключением случаев пересадки костного мозга, изъятие органов и тканей у живого ребенка для трансплантации (пересадки) не допускается (ст. 47 Закона №323-ФЗ). В случае смерти ребенка изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей (п. 8 ст. 47 Закона №323-ФЗ).

  • Платные медицинские услуги для детей

Законодатель не ограничивает права законных представителей на обращение за оказанием медицинской помощи ребенку в медицинские организации, оказывающие медицинские услуги на платной основе. Такие обращения допустимы одновременно и с обращениями в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям в рамках бесплатного оказания медицинской помощь гражданам РФ.