Начало обучения в школе достаточно трудно для всех детей. Это объясняется необходимостью адаптации детей к новому коллективу детей и взрослых, новому режиму дня, к обязанности выполнять требования учителя, систематической умственной работе, относительной неподвижности на уроках.
Сложные процессы адаптации, происходящие в организме ребенка, могут привести к напряженности адаптационных механизмов, привести к обострению хронических заболеваний, снижению резистентности первоклассника к инфекционным заболеваниям. В первые недели и месяцы обучения у первоклассников могут быть жалобы невротического характера - головные боли, нарушения сна, слабость, снижение аппетита, быстрая утомляемость, неустойчивость настроения,
Приспособление ребенка к новому виду деятельности — учебным занятиям в школе, процесс сложный и может занимать от 3 до 16 недель.
Продолжительность адаптации и степень выраженности носит индивидуальный характер. Но существует ряд общих рекомендаций, к которым необходимо прислушаться родителям.
Чаще всего выделяются такие трудности при адаптации как «режимные трудности»,т.е. неумение выполнять те или иные учебные моменты в строго определенное время. Ночной сон первоклассника должен составлять 10 часов. Развивайте двигательную сферу ребенка с помощью занятий физкультурой и прогулками, оптимальным режимом учебы- отдыха.
В школьный период у ребенка все еще продолжаются процессы роста и созревания. Поэтому обеспечение детей рациональным полноценным питанием является одним из ведущих условий их правильного и гармоничного развития и сохранения здоровья. Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир, сыр, творог - употребление этих продуктов способствует нормальному росту и развитию детей, укреплению костно-мышечной системы и их устойчивости к действию инфекций. Важно в питании использовать самые разнообразные овощи и фрукты. Хлеб обеспечивает детей витаминами Е, В1, В2.
На сегодняшний день в детском возрасте актуальна проблема йододефицита. У детей недостаток йода выражается в плохой успеваемости в школе, неусидчивости, может привести к задержке в физическом развитии.
Режим питания: не менее 4-5 приемов пищи. Чрезмерно же частый прием пищи ухудшает состояние и тем самым снижает усвояемость пищи.
Каждый ребенок обязательно должен завтракать дома и получать горячее питание в школе.
Необходимо заниматься сохранением и укреплением зрения ребенка При выполнении уроков дома предпочтительно дневное освещение, падающее на стол слева, спереди. Младшие школьники за компьютером должны проводить не более 10-15 минут 1-2 раза в неделю. Просмотр телевизора не более 2-х часов в день.
Необходимо следить за осанкой и приучать ребенка к самоконтролю. Рекомендуется ранец- позвоночник распрямляется, тяжесть распределяется равномерно.
Очень важный момент — уход за зубами, гигиена полости рта-главное средство профилактики кариеса. Рекомендуется использовать лечебно- профилактическую пасту, содержащую фтор. Регулярно вместе с ребенком посещайте стоматолога, не реже 2-х раз в год.
Среди фактов, влияющих на адаптацию детей к школе, кроме исходного уровня здоровья ребенка и уровня функциональной готовности, большое значение имеют личностные особенности ребенка, психологический климат в семье, доброжелательность родителей и понимание важности и напряженности процессов, происходящих в организме первоклассника. Уважаемые родители!
Настройтесь на позитив сами и настройте ребенка. Избегайте метода запугивания школой, формируйте положительное отношение к школе и подчеркивайте ее значимость для вех членов семьи. Школьный возраст- это тот период, когда ребенку особенно необходима Ваша поддержка и понимание, сопереживание его радостям и огорчениям.